СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ

 

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
Наш министр в Тонга
Немецкая девочка
Переезд на Мальдивы
Солдат Ирина
Замуж за грека
Израильская армия
Наш Билл Гейтс
Парадоксы Египта

______________________


 

TopList

 

 

МИНИСТР-РОССИЯНИН В КОРОЛЕВСТВЕ ТОНГА
ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПЛАН ГОЭЛРО

В 2000 году любители острых ощущений с напряжением следили за очередной экспедицией Camel Trophy, проходившей на острове Тонга. Спортсменов, как водится, сопровождала группа журналистов с фотографом Андреем Каменевым, который и рассказал нам о своих впечатлениях. Главным сюрпризом для него была встреча с министром энергетики Тонги, которым оказался россиянин по имени Геннадий Борисенко.


С корабля на бал
Мы попали на остров Тонга в весьма благоприятный момент: начало соревнований совпало с днем рождения короля Тупоу IV, куда были приглашены несколько тысяч гостей с близлежащих островов. На Тонге живет самый тяжелый в мире король. Когда-то он весил 270 кг, потом, правда, похудел до 240. В Полинезии считается, что чем больше мужчина, тем выше его общественный статус. Ходит Тупоу IV с трудом, опираясь на два костыля. По правилам ему совершенно необязательно вставать, когда он приветствует гостей, но он все равно вставал, опираясь на свои костыли, жал руку каждому из нас и садился только после щелчка фотоаппарата. Учитывая его вес и возраст (85 лет), мы сразу прониклись к нему глубоким уважением. А когда нам поведали о том, что учился он в Одессе, вообще стали считать за своего. Королевские дни рождения и на Тонге проходят по-королевски. Мы посмотрели военный парад, во время которого перед нами предстала вся армия, а это приблизительно 200-300 человек, два броневика, вроде того, на котором выступал Ленин, и сам король на мерседесе. Особенно нам полюбилась их традиция вручать каждому гостю по жареному поросенку. После парада нас усадили за шикарный праздничный стол напротив подаренной только что тушки. Это называется, поехал отдохнуть. Во время застолья добродушные полинезийцы расспрашивали нас, откуда мы и что здесь делаем. Узнав, что мы русские, они особенно оживились. Выяснилось, что местная гордость - это русский человек, который поселился на Тонге 7 лет назад. Разумеется, нас с ним сразу же и познакомили. Он вкратце рассказал нам свою историю. Гена окончил Киевский политехнический институт, а в начале перестройки подался в челночный бизнес. Вместе с деньгами у него появилась мечта съездить с семьей в Новую Зеландию. В туристическом агентстве ему предложили недорогой тур Новая Зеландия - Тонга-Фиджи. Гену эта идея вдохновила. Как-то он с семьей зашел в один из баров на Тонге и познакомился там с местными аборигенами. В ходе разговора он раскололся, что является дипломированным специалистом по электрическим сетям. Несмотря на наличие дизельных станций, такого уровня специалистов на Тонге еще не было. Так как за этой отраслью никто толком не следил, то с электричеством в столице частенько случались перебои. В общем, Гене предложили занять пост министра энергетики. Эта затея ему понравилась: климат благодатный, высокооплачиваемая почетная должность. Съездил Гена домой, убедился, что в России лучше за время его отсутствия не стало, и решил вернуться.

Ближе к природе
Как особо почетному гражданину ему выделили участок земли и дом со стенами. Вообще рядовые полинезийцы живут в хижинах, представляющих из себя обыкновенный настил: деревянные столбы и на них крыша из пальмовых листьев или шифера. Если вдруг случается сильный ураган, то опускаются плетеные циновки; спят все на полу, а основное хозяйство - на улице. О самих полинезийцах Гена говорит, что они добродушные симпатичные люди, любят выпить и погулять. Есть у него даже любимый бар, где он встречается со своими друзьями. К их обычаям и нравам он привык, а вот нам все было в диковинку. Все мужчины ходят на Тонге в плетеных юбках из пальмовых листьев. Даже на короле, который на своем дне рождения был окутан в тряпочное одеяние, поверх всего была юбка, правда, из ткани. Официальная одежда приближенных к королю особ - это лакированные ботинки, галстук и белая рубашка, которая тоже заправляется в плетеную юбку.

Хорошего человека должно быть много
И мужчины, и женщины на Тонге - большие, тучные, сколько бы они ни ели, им все равно мало. Один из друзей Гены однажды попал на соседние полинезийские острова. В гостинице, где он остановился, был шведский стол. Что это такое, он не знал, но в двух словах ему объяснили: ешь, сколько хочешь. И вот, приехав оттуда, он делился с Геной своими впечатлениями: "Не представляешь, где я был! Там столько еды! Берешь тарелку, накладываешь и ешь, ешь, ешь. Потом опять подходишь и снова накладываешь, и все бесплатно. Я раз пять подходил, а потом и вечером снова можно прийти и есть!". Похоже, это было самое сильное его впечатление за всю жизнь. Кстати, о еде: чуть ли не до середины XX века на полинезийских островах были случаи каннибализма. На Тонге сохранился особый обряд захоронения. Все короли покоятся в усыпальницах, выстроенных на специальных площадках в виде пирамид. Простых же людей хоронят на берегу моря на песчаном ровном месте. Их вынимают из гроба и закапывают в песок; на месте захоронения кладут венки, а когда цветы вянут, то их убирают и на этом же месте можно снова хоронить; никаких надгробных камней или плит нет.

Ленивым здесь раздолье
Ко всему Гена быстро привык. Но с чем пришлось смиряться довольно долго, так это с полинезийской ленью. Дело в том, что неженатого тонганца совершенно не беспокоит, сколько он зарабатывает, потому что все деньги он должен отдавать родителям. Поэтому он может опоздать или вообще не прийти на работу. Ругать или увольнять его абсолютно бессмысленно, потому что на его место придет точно такой же бездельник. У них есть даже официальный термин "ничегонеделание", который не подразумевает под собой ничего негативного. Так что Гена, уже смирившийся, тянет всю энергетическую экономику на Тонге на себе: решает, что нужно сделать, а потом сам же и делает.

Ностальгия, ностальгия
Конечно, общения с земляками Гене не хватает, жалуется, что за эти семь лет он русских видел всего три раза, и то моряков. Поэтому нам он был безумно рад: пригласил в свое бунгало, сварил борщ, достал откуда-то сало и водку и устроил песни-пляски. В дополнение к русскому песеннику, привезенному из России, Гена обзавелся синтезатором, на котором аккомпанировал нашему хоровому пению. Все Гену устраивает: свежий воздух, экологически чистые продукты, проблем никаких; дети ходят в специальную школу, в которой учатся такие же приезжие, как и они, жена содержит дом. В плане интернета, мобильной связи и кока-колы Тонга вполне развитое государство, ведь здесь много туристов из Новой Зеландии, Австралии и прочих развитых стран. По словам Гены, эмигрировать на Тонгу довольно просто. Здесь не хватает врачей, учителей, программистов. Одно время значительную часть доходов составляла продажа паспортов Тонги. Дело в том, что королевство является членом Британского содружества, поэтому владелец паспорта имеет право на безвизовый въезд в большинство стран этого содружества. Сейчас, правда, паспорт купить не так легко, но эмигрировать туда значительно проще, чем в другие страны.